Софт скиллс и хард темпер

В нынешнем бирюзово-бьонд-тейлоровом мире люди все чаще ожидают, что на работе (и по работе) с ними будут общаться в духе мягкого и корректного подхода — не ругать, критиковать конструктивно, обязательно хвалить, замечать успехи и прощать огрехи. Это, безусловно, вполне в духе времени: эффективные системы управления бизнесом в условиях быстро меняющегося делового, экономического и цифрового ландшафта требуют сплоченности команды, каковая немыслима без хороших отношений между коллегами на всех уровнях.

Однако есть, как говорится, нюансы.

Я по роду деятельности в последние 20 с чем-то лет постоянно кем-то руковожу и в то же время мной руководит кто-то другой. Да, я наемный работник, и, кстати, меня это ничуть не напрягает и не огорчает, но сейчас не об этом. Так вот, за годы общения в корпоративной среде самого разного формата я смог накопить ряд наблюдений, которые говорят мне, что soft skills некоторым образом изрядно переоценены.

Поясню этот спорный тезис.

Навыки дружелюбно-позитивного взаимодействия с коллегами, подчиненными и руководителями, безусловно, способствуют улучшению психологического климата в коллективе. До тех пор, пока весь коллектив более-менее стремится эти навыки развивать и применять.

Теперь давайте представим, что в эту уютную компанию извне пришел персонаж, который «эти ваши софт-скиллы» вертел на одном интересном месте и в гробу их видел. Представили? Я в таких ситуациях бывал неоднократно и точно знаю, что может произойти в подобном случае.

Если такой сотрудник приходит на руководящую должность — дело труба. Давно и плотно подсевший на нетоксично-щадящие корпоративные коммуникации народ сначала недоумевает, потом впадает в ступор, затем начинает уныло обновлять резюме и рассылать их по всем худо-бедно подходящим вакансиям, друзьям и дальним родственникам. Причина банальна: к хорошему быстро привыкаешь, а резко выведенные из зоны комфорта люди не готовы к столь фатальной смене парадигмы. Как правило, такой коллектив некоторое время сильно трясет, что негативно сказывается на показателях бизнеса и порождает у руководства закономерные вопросы, «токсичный» руководитель реже отправляется на выход, чаще — набирает новую команду из тех, кто еще умеет спокойно относиться к его резкой манере общения.

Появление описанного персонажа среди линейных сотрудников почти гарантированно вызовет внутренние конфликты, в результате которых опять же пострадает результат работы всего подразделения: у людей снизится мотивация, они начнут тратить рабочее время на склоки и альянсы, ходить к руководству с жалобами и совершать другие деструктивные действия. Результат, как правило — самостоятельное или инициированное сверху увольнение, причем не обязательно того, кто стал причиной развала, скорее самого психологически неустойчивого. На общую атмосферу и результативность работы это в любом случае влияет сугубо негативно.

Причем вероятность подобных событий достаточно высока почти в любой компании.

Что же со всей этой историей делать? Проще говоря — как избежать подобных потрясений?

Мой вариант — как бы ни жестоко это звучало — держать дистанцию и придерживаться умеренно-жесткой (ну или твердой, если «жесткая» не нравится) манеры общения. Четкие задания, внятные отчеты, минимум панибратства в общении с подчиненными/руководителями. Это дисциплинирует, держит в тонусе и избавляет от ненужных сантиментов при «разборе полетов».

По моему мнению — иначе никак. Жизнь, как говорится, диктует нам свои суровые законы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.