Сон разума рождает черт знает что
Недавно посмотрели изрядно нашумевший художественный фильм “Субстанция” с прекрасной Деми Мур – не в последнюю очередь из-за нее же.
После просмотра, аж заколдобившись, пошли посмотрели рецензии и отзывы. Фильм в основном хвалят, на все лады вознося режиссерский талант Корали Фаржа и ее умение ярко и образно рассказать об актуальных проблемах современного человека и женщины в частности.
Попробую суммировать свои мысли на этот счет – поскольку они кардинально расходятся с оценками публичных экспертов.
Кто не видел кино – там одна постаревшая экранная звезда в исполнении Деми Мур ведет на телевидении шоу аэробики, рискуя ежедневно быть уволенной за то, что уже не молода. Переживания на этот счет приводят ее к инциденту, в результате которого некая тайная компания выбирает ее для участия – разумеется, добровольного – в тестировании передового фантастического (в прямом смысле) препарата “Субстанция”, позволяющего вызвать лучшую версию себя и вывести ее в мир.
Тетка, натурально, ввязывается в эту авантюру, из нее вылезает молодая и симпатишная альтер-эга, которая очаровывает всех, быстро приходит к успешному успеху, шлет к херам правила сосуществования с исходником и все больше оттягивает ресурсы на себя, заставляя героиню-матрицу страдать и физически, и морально.
В финале начинается уж совсем сюрреалистическая хрень с участием адского монстра и неприглядными подробностями.
Так вот – о моих мыслях насчет фильма.
Всякое художественное высказывание, особенно образно-иносказательное, может быть гротескным. И доля этого гротеска тоже может быть разной. Если гротеска больше, чем уместно для выбранного стиля повествования – гротеск перестает быть средством и становится самоцелью, обесценивается. Что, на мой взгляд, и произошло в данном случае.
Начало было интересным, развитие сюжета – вызывало определенный отклик, нарастание конфликта в сочетании с нарочито натуралистичным боди-хоррором цепляло и “вставляло”, но в определенный момент гротеска стало слишком много – и действие перестало интересовать и в плане развития сюжета, и в плане зрелища как такового. Осталось только недоумение – сначала легкое, а затем и всеобъемлющее: и как же это автор фильма докатился до такой чертовщины?!..
Последняя минута фильма – вообще рука-лицо. При всем уважении к образно-иносказательным гротескам.
В общем, не надо было мне смотреть это кино.
Надо ли вам – решайте сами.